Положение о группе психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития

государственного учреждения образования «Начальная школа № 8 г.Бреста»

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

   Настоящее Положение разработано на основании инструктивно -методических писем Министерства образования и Методических рекомендаций по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания, утвержденных заместителем министра образования Республики Беларусь 26.08.2016.

  1. Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности группы психолого-педагогического сопровождения (далее - группа) детей с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР).

3АДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ

  1. Основными задачами работы группы являются:

         обеспечение доступности образования для детей с ОПФР;

         формирование профессиональных педагогических компетенций, необходимых для успешного обучения и воспитания детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания;

          преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей с ОПФР;

           включение учащихся с особенностями психофизического развития в активное взаимодействие в образовательном пространстве;

          организация взаимодействия с законными представителями детей с ОПФР.

  1. Группа осуществляет организационно-методическое обеспечение образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания:

оценку социальной ситуации развития, разработку рекомендаций по максимальной адаптации образовательной среды к потребностям ребенка с ОПФР;

составление индивидуальных программ сопровождения ребенка с ОПФР;

обеспечение преемственности и последовательности в работе с детьми с ОПФР;

анализ эффективности и при необходимости своевременное внесение изменений и уточнений в индивидуальные программы сопровождения, мониторинг успешности протекания процесса интегрированного обучения и воспитания.

  1. Работа с семьей направлена на:

педагогическое просвещение законных представителей ребенка с ОПФР;

вовлечение законных представителей ребенка с ОПФР в образовательный процесс;

формирование у законных представителей адекватных представлений об особенностях и возможностях ребенка с ОПФР;

обеспечение единства подходов к обучению и воспитанию со стороны учреждения образования и законных представителей ребенка с ОПФР;

активное вовлечение детей с ОПФР и их семей в общественную жизнь учреждения образования;

формирование позитивного отношения к детям с ОПФР у сотрудников учреждения образования и законных представителей детей, не имеющих ОПФР.

СОСТАВ ГРУППЫ

  1. В состав группы ППС входят:

представитель руководства учреждения образования (руководитель группы);

педагогические (учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог социальный, воспитатели, учителя, работающие с детьми с ОПФР) и иные работники учреждения образования;

специалист ЦКРОиР (по желанию, исходя из условий учреждения образования);

родители (законные представители) детей с ОПФР (приглашаются по желанию).

  1. Приказ о создании группы издается на текущий учебный год. Общее руководство деятельностью группы сопровождения осуществляет заместитель директора (заведующего) учреждения образования.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ГРУППЫ

  1. Деятельность группы отражается в следующей документации:

план работы группы сопровождения детей с ОПФР, утвержденный руководителем учреждения;

диагностические карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР;

индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР;

рабочие материалы заседаний группы (протоколы, содержание вопросов, рассматриваемых на заседаниях, аналитические материалы результативности работы группы);

аналитический отчет о работе группы за год.

  1. Названные документы хранятся у председателя группы и должны быть доступны каждому члену группы.

ЗАДАЧИ (ФУНКЦИИ) УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ

  1. Руководство учреждения образования:

содействует формированию позитивного отношения к интегрированному обучению и воспитанию и детям с особенностями психофизического развития у всего педагогического коллектива;

обеспечивает организацию необходимой адаптивной образовательной среды в учреждении образования (архитектурная безбарьерная среда, специальные средства обучения, учебники и учебные пособия; специальные условия обучения и др.);

обеспечивает базовые условия деятельности членов группы (просторный кабинет для занятий учителя-дефектолога, оборудование, освещение, технические средства обучения и коррекционной работы и др.);

анализирует эффективность проводимой работы, контролирует ее организацию.

  1. Педагог-психолог:

выявляет характер и причины нарушений поведения у ребенка, особенностей личностного развития, межличностных отношений, социального взаимодействия;

разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы;

оказывает коррекционную помощь ребенку в преодолении выявленных проблем;

консультирует педагогов по вопросу характера и причин проблем в поведении, личностном, социальном развитии и др. детей с ОПФР;

разрабатывает рекомендации по созданию психологически комфортной среды и осуществлению индивидуального подхода к ребенку с ОПФР;

организует взаимодействие с семьей ребенка по вопросам создания условий для его полноценного личностного развития, коррекции нарушений;

  1. Учитель-дефектолог:

проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии;

разрабатывает рекомендации для педагогов по обучению и воспитанию ребенка с ОПФР с учетом его особых образовательных потребностей;

оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания;

организует взаимодействие с семьей ребенка с ОПФР, вовлекая законных представителей в образовательный процесс;

      осуществляет мониторинг динамики успешности процесса обучения и коррекции нарушений развития у детей с ОПФР;

  1. Воспитатель, классный руководитель:

   выявляет состояние сформированности различных видов деятельности ребенка (учебной, изобразительной, трудовой и др.), коммуникативных умений;

   выявляет особенности поведения ребенка, межличностных отношений и взаимодействия;

              планирует, организует и проводит воспитательную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей с ОПФР с учетом их индивидуальных особенностей, интересов, способностей;

              организует вовлечение ребенка с ОПФР во внеклассную деятельность, проводит работу по сплочению детского коллектива;

               организует взаимодействие с семьей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка с ОПФР;

  1. Педагог социальный:

определяет социальный статус семьи, ситуацию семейного воспитания ребенка (социально-психологический климат, стиль воспитания в семье, и др.), возможные факторы неблагоприятного воздействия на ребенка;

в случае необходимости составляет индивидуальную программу работы с семьей ребенка или с ребенком, направленную на гармонизацию семейных взаимоотношений или решение конфликтных ситуаций;

осуществляет мониторинг внеклассной и внешкольной занятости ребенка, в случае необходимости оказывает помощь в организации свободного времени, оздоровления и т.д.;

содействует авторитету детей с ОПФР в детском коллективе за счет организации активного участия в жизни учреждения;

содействует привлечению семьи ребенка к активному участию в жизни учреждения образования;

  1. Руководитель группы:

содействует формированию позитивного отношения у всего педагогического коллектива к интегрированному обучению и воспитанию и детям с ОПФР;

содействует организации необходимой адаптивной образовательной среды для учащихся с ОПФР;

координирует деятельность и взаимодействие специалистов группы;

анализирует деятельность группы, ее результативность, контролирует ее организацию;

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ

  1. Члены группы имеют право:

самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;

осуществлять свою деятельность в специально созданных условиях, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

повышать свой профессиональный уровень.

  1. Члены группы обязаны:

рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции:

в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность полученной информации;

принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству всех участников образовательного процесса;

оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу учреждения образования, законным представителям в решении проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к ребенку с ОПФР.

  1. Члены группы несут ответственность:

за адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, приемов;

обоснованность рекомендаций;

распространение сведений, полученных в результате диагностической, консультационной работы;

соблюдение прав и свобод личности ребенка с ОПФР;   

ведение документации и ее сохранность.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ

  1. Группа психолого-педагогического сопровождения прекращает свою деятельность на основании приказа директора учреждения образования в связи с отсутствием в учреждении образования детей с ОПФР или в случае успешной адаптации детей с ОПФР к условиям интегрированного обучения и воспитания и создания в учреждении условий, необходимых для успешного обучения и развития детей с особенностями психофизического развития.