О гражданском и патриотическом воспитании

О гражданском и патриотическом воспитании

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных вопросов является гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру: воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране, чувства патриотизма и гордости за место, в котором они родились, в котором живут. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу, чувство бережного и уважительного отношения к природным и культурным ценностям родного края.

Вся работа по гражданскому и патриотическому воспитанию детей в учреждении опирается на основные разделы и задачи учебной программы дошкольного образования. Учебная программа дошкольного образования, стандарты дошкольного образования предусматривают формирование представлений у воспитанников о своей малой Родине, формирование представлений о Республике Беларусь, людях, прославивших Родину, о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.

Педагогический коллектив дошкольных групп ГУО «Начальная школа №8 г.Бреста», осуществляет планомерную и систематическую образовательную работу по ознакомлению с культурным и историческим наследием Беларуси, по формированию системных представлений об истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за неё.

Для этого в учреждении созданы следующие условия:

В дошкольных группах размещена Государственная символика Республики Беларусь.

В методическом кабинете собран материал о народных традициях, обрядах, праздниках Беларуси; оформлен материал по темам: «Славутыя мясцiны роднага краю», «Рамёствы», «Народныя гульнi», «Пiсьменнiкi Беларусi», «Вулiцы горада Брэста», «Цудоуныя рэчы», «Беларускiя народныя цацкi», «Беларускi арнамент», «Нацыянальнае адзенне», лэпбук «Беларускі народны быт», д/гульня «Каляндар народнай лялькі»; подобраны пословицы, поговорки, стихи, загадки.

В микрокабинете руководителей физвоспитания имеется картотека белорусских подвижных игр, сценарии физкультурных досугов, отражающих национальные обряды и традиции белорусов.

В микрокабинете музыкальных руководителей представлен фольклорный материал, воспитывающий патриотические чувства у дошкольников: белорусские обрядовые песни, прыпеукi, калыханкi; картотека музыкальных хороводных игр, народных танцев; сценарии белорусских народных праздников и развлечений.

В каждой группе воспитателями дошкольного образования оформлена развивающая предметно-пространственная среда по приобщению воспитанников к национальной культуре и традициям родного города: альбомы «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Беларусь – краiна маёй будучыні», «День Победы»; иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси; куклы в белорусских костюмах; предметы декоративно-прикладного искусства; традиционная белорусская посуда, изделия из древа, соломы, льна, лозы; книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками; иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города; иллюстрации с изображением народных и государственных праздников; дидактические и развивающие игры по приобщению воспитанников к национальной культуре и языку.

С целью обогащения словаря детей в учреждении планируются и проводятся «беларускамоуныя днi». Так, каждый четверг, воспитатели дошкольного образования вторых младших, средних и старших групп в течение всего дня разговаривают с детьми на белорусском языке. Это способствует развитию навыков понимания белорусского языка, умению отвечать на вопросы воспитателя на белорусском языке, правильному произношению специфических белорусских звуков, формированию устойчивого интереса к белорусскому языку, умению отличить его от русского языка.

На протяжении учебного года в учреждении проводятся фольклорные праздники с целью реализации задачи по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста: «Кiрмаш!», «Калядкi» «Масленица», «Гуканне Вясны». Воспитанники знакомятся с обычаями и традициями белорусского народа, с народными песнями, танцами, играми, хороводами, фольклорными произведениями.

Родителям предлагалось вместе с детьми нарисовать рисунки на темы: «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхаем», «Любимая игрушка». Рисунки стали основой выставки «Семейные праздники». Была проведена работа по формированию представлений о своей семье, своем роде. Педагоги совместно с родителями строили генеалогическое древо семьи. В процессе данной работы дети составляли рассказы о своей семье, своей родословной. Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось уважительное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

Любой уголок нашей страны неповторим и по-своему самобытен. Важно с самого детства приобщение ребёнка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Таким образом, гражданское и патриотическое воспитание детей – одна из основных задач учреждения дошкольного образования, важным условием которой является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.