Брестская крепость

Маршрут выходного дня для родителей (законных представителей) и дошкольников по Брестской крепости

Вид маршрута: пеший.

Рекомендуемый возраст: старший дошкольный (5-7 лет).

Схема Брестской крепости (вид сверху)

Главный вход

Начните посещение мемориального комплекса с главного входа, который представляет собой железобетонный параллелепипед с высеченной в нём пятиконечной звездой.

Обратите внимание ребенка на то, что внутри звучит «Песня о Родине» композитора И. Дунаевского, голос Ю. Левитана, который оповещает о вероломном нападении фашистской Германии на СССР, песня

композитора А. Александрова «Священная война», звуки стрельбы.

Скульптурная композиция «Жажда»

Расскажите ребёнку о том, что одна из драматических страниц обороны Брестской крепости – острая нехватка воды. Водопровод был выведен из строя в первый день войны, а лето в тот год стояло необыкновенно жаркое.

Вода была необходима для охлаждения пулемётов, раненым, женщинам и детям – всем участникам обороны. После войны на берегах рек находили пробитые каски, фляжки, кружки и останки погибших. Создатели мемориала, зная об этой трагедии, решили рассказать о ней, используя мастерство скульптора. Фигура солдата, ползущего к воде с каской в руке, не оставляет никого равнодушным.

Площадь церемониалов. Мемориальные плиты

Пройдите и рассмотрите с ребёнком на площадь церемониалов и рассмотрите мемориальные плиты. Расскажите, что в настоящее время под плитами покоится прах 1038 человек и имена 277 бойцов, командиров Красной армии и членов семей увековечены. Имена остальных неизвестны.

На площади церемониалов проходят митинги в честь праздника 9 Мая и Дня всенародной памяти жертв ВОВ 22 июня.

Главный монумент

Далее располагается главный монумент – скульптурное изображение воина и знамени. Это огромная по своим размерам скульптура, состоящая из 200 частей.

Штык

Одним из главных элементов мемориала является стометровый обелиск в форме четырехгранного штыка русской винтовки. Это сложное инженерное сооружение высотой 104,5 м, весом 620 т. В сооружении Штыка-обелиска Брестской крепости принимала участие вся страна.

Вечный огонь

Перед монументом Мужество зажжен Вечный огонь. Пламя исходит из середины пятиконечной звезды, рядом с которой бронзовыми буквами выложена надпись «Стояли насмерть. Слава героям».

Свято-Николаевский гарнизонный храм

В начале ХХ века Свято-Николаевский гарнизонный собор был главным храмом Западнорусского края, одним из самых красивых, построенных в центре Европы.

Расскажите ребенку, что накануне войны в нём размещался клуб 84-го стрелкового полка. В ходе боёв в июне-июле 1941 года здание стало важным пунктом обороны, так как расположено на самом высоком месте острова, откуда хорошо просматривается вся территория крепости.

Скульптурная композиция «Героям границы, женщинам и детям мужеством своим в бессмертие шагнувшим»

Пройдите и рассмотрите эту скульптурную композицию, которая 22 июня 2011 года была торжественно открыта.

Расскажите ребенку, что скульптурная композиция представляет собой изображение трёх бойцов, идущих в атаку, жены командира с детьми, раненого пограничника, которому женщина дает глоток воды. В центре помещен пограничный столб с гербом СССР и мемориальной доской. Суть композиции: решительный бой за Родину – символ национального единства.

Рассказать детям о войне 1941–1945 годов помогут стихи и рассказы, написанные специально для детей дошкольного возраста. А также можно прослушать песни военных лет.

 

Рассказы о войне:

- В. Осеева «Андрейка»

- Л.А. Кассиль «Рассказы о войне»

- «О блокадном Ленинграде»

- Богданов Н. Иван Тигров «Солдатская каша» и т.д.

 

Стихи:

- С. Михалков «Нет войне»

- С. Смирнов «Кто был на войне»

-А. Усачёв «Что такое День Победы?»

-Н. Френкель «В день Победы»

 

Песни военных лет:

- «Катюша»

- «День Победы»

- «Священная война»

- «Журавли» .

 

После прогулки

  1. Спросите у ребенка:

кто принял на себя первый удар войны? (защитники крепости)

какими словами можно охарактеризовать защитников Брестской крепости? (смелые, мужественные, храбрые, отважные, стойкие, героические, боевые)

какой подвиг совершили защитники крепости?

какие памятники запомнились (понравились) ребенку и почему?

  1. Предложите ребенку закончить пословицу:

*Смелость города… (берёт)

*Сам пропадай, а товарища…(выручай)

*Один в поле … (не воин)